Главная / Наши работы / Отключаем мочевину на Shacman F2000, анализ кривого отключения

Отключаем мочевину на Shacman F2000, анализ кривого отключения

Китайской братской дружбы пост. Спойлер: отключаем мочевину на Shacman F2000 с мотором Weichai WP10 как надо и порем тех, кто якобы то же самое, но через жопу.

Вот представьте ситуацию. Приезжает к вам грузовой Шакман на отключение мочевины. Ваши действия:
[1] Оу... щит... мы по легковым, оно к нам в наш гламурный бокс не влезет, нуивонах
[2] Йо, кЕтай, да им же все похуань, щас чо-нить сострогаем из гуау-на, риса и бамбучьих палок. Окей, кукл: а что можно залить в этот синь-хуань-люнь-джао? О, на говнофорумах выложен аж целый файл, качаем-качаем!
[3] Грузовой коммерческий транспорт =ТЧК= Надо разбираться =ЗПТ= включаемся в работу =ВСКЛ=

Итогометр: если вы ближе к [1], то гоу дринкать смузи, тема не для вас, вы тут и половины иероглифичного не поймёте, мозг взорвется. Если же [2] - читайте, твари, до конца, вам будет больно (надеемся), нам приятно (постараемся). Ну а [3] - это ваши покорные слуги, занудные труженики того, как надо, и пламенные презиратели тех, кто кроме нас.

Трудимся мы, значит, работаем, легковым и грузовым помогаем, безо всякой марочной дифференциации, между прочим. Не, ну легковому кЕтаю отказываем, ибо есть принципы, но грузовая техника - совсем другое дело. Чтобы вы знали: Вейчай (Вейхай) Холдинг Груп - не палочкой по рисовой бумаге наделано, а, между прочим, с 1946 года работает. В контракторах и Штайн-Даймлер-Пух, и Торк Груп, и еще многие такие, что аж зубы сводит, википединг вам в помощь. Респект и уважуха грузовым, короче, но не у всех, к сожалению.

И тут звонок от заблудшего клиента. Мол так оно и так, наслышаны про вас, копили, боялись, снова копили, но бес попутал. Изменили с проходимцами, бес в ребро, каемся, но шо ж теперь делать, все дороги ведут к тому, что никто кроме вас.

Приезжает Shacman, коих мы до этого делали ни один десяток. Под кабиной мотор Weichai WP10, что тоже кагбэ не изюминка. Работали с такими, работаем и ещё будем. В чём суть проблемы?

А проблема прямо таки имеется. Вскоре после покупки этот Шакман был отучен от мочевины чуть ли не на подмостках официального дилера (забегая вперед - у говнарей, да). За денежку, разумеется, иначе никак. И вот - поди ж ты - попался им настолько дотошный водитель, что начал подозревать неладное с первого байта. Перестал ехать этот Шакман. Трещать, пердеть, дымить - научился, а вот ехать - упс. Говнарики руками разводят: мол, по-другому не умеем, да и нет других путей. Ну для одноклеточных из пункта [2] это обычное дело, но нашему-то клиенту работать надо, поэтому стиснул затраты и обратился к нам.

И вот машина у нас. Читаем блок управления двигателем, анализируем. Здесь явно не заводское ПО, но вот так, чтобы настолько? У нас есть свои "маленькие хитрости" определения свой/чужой, и вот тут они как раз сработали. VIN-номер многих китайцев дублируется во FLASH-области ПО - здесь VIN явно не от этой машины. На блоке управления двигателем есть китайская наклейка (сюрпрайз!) - ее данные тоже должны соответствовать содержимому FLASH-памяти - но и здесь все было не так.

Делаем тяжелый вывод: парни, вам в блок управления двигателем залили не то, чтобы неправильное отключение, а что-то настолько несовместимое, что прям ахтунг. Подключаем к процессу владельца грузовика, задаем наводящие вопросы, пытаемся выяснить, на каком этапе и с чьим участием что-то пошло не так. Слава Будде, бухгалтерское сопровождение у собственника в полном порядке, говнарь-исполнитель вычисляется за пару шагов, далее по слухам включили паяльник... и в общем, оригинальный заводской софт с этой машины был выслан нам на почту в этот же день.

А вот теперь самое интересное. Следуя зову легкой наживы, говнарик-прошивальщик залил в эту машину абсолютно левый софт. Предположим, что виной тому одноклеточная целеустремленность: "Оу, тут версия софта 1037ххххххх, у меня в папке как раз есть такой, ура-ура-ура". Вот прямо так, без анализа различий WP10/WP12 (что проще), и увы без сравнения различных вариаций WP10 (что неминуемо сложнее). Просто, тупо, жадно, одноклеточно.

Не скажем как, не скажем где, но схожие моторы на разных грузовиках могут отличаться. Даже если вроде как бы совпадают названия: WP10 = WP10, WP12 = WP12. Даже если почти совпадает Critical Parts List (CPL) - но кто этому придает значение? Казалось бы, минимум мозговой активности требуется для сравнения заводских файлов, но одноклеточная тупость побеждает - говнарики упорно пытаются записать "гену" в "крокодила" и упорно доказывают офигевшему владельцу "шо так оно и было".

Простой лайфхак. Во FLASH-памяти блоков EDC17CV44 хранится копия VIN-номера автомобиля. Не будем важничать, намекая "зачем оно там", но оно там есть. И если вдруг в считанной с вашего авто копии ПО этих данных не обнаружено = 99% вам ранее "залили фуфломицин". Почему? Все просто: настоящий разработчик возьмет за базу считанный из автомобиля сток, перенесет в него набор калибровочных изменений (в которых уверен) и запишет это обратно в автомобиль. Все исходные параметры сохранятся, будет отключено ровно то, что должно быть отключено. Другое дело - говнарь-заливайка. Иногда он даже способен считать софт с машины (алилуйя, в нашем случае было именно так), но обычно довольствуется данными "паспорта ЭБУ" не утруждая себя чтением резервной копии. Стоит ли упоминать, что процесс классификации прошивок в его мозгу не сложнее его двух извилин, и потому не соответствует действительности?

Едем дальше. Помним про одну (максимум, две) извилины. Их обычно хватает лишь на то, чтобы дёрнуть с файловой помойки минимально подходящий для решения поставленной задачи софт. Не верите? Ради интереса поизучайте наиболее легкодоступные "форумы автодиагностов". Самые частые вопросы - это что-то типа: "Ко мне скоро приедет авто XXX, у меня китайский шнурок YYY, я раньше скачал из складчины GGG файл ZZZ, можно мне его залить?". Сложно? Перефразируем. Вы ляжете на стол к хирургу, который ищет на форуме информацию, отрезать ли вам аппендикс или засыпать вам вовнутрь говна китайской летучей мыши?

Ладно, давайте ближе к теме. Так как оригинальный заводской файл в итоге оказался у нас (и его оригинальность мы проверили по известным нам контрольным точкам), мы быстро собрали на нем правильное отключение мочевины, записали в блок управления двигателем и отправили грузовик на тест-драйв. Ожидаемый результат: машина поехала прекрасно, никакой потери мощности, при этом двигатель заработал мягко и плавно, как и было изначально задумано с завода. На панели индикации выставили "пять кубиков" уровня мочевины (почти полный бак) - чтобы не было лишних вопросов. Блок дозирования при этом физически полностью отключен.

Машину отпускаем, она нам больше не нужна, но вот считанный с неё ранее софт представляет для нас исследовательский интерес. Вам тоже интересно, что там было "наворочено"?

Во-первых, это точно файл от другой ревизии мотора и точно от другого грузовика. Да, это тоже (возможно) Weichai WP10, но другой. Давайте посмотрим на базовые карты давления в топливной магистрали, точнее на их различие. В "кривом" софте уставка давления топлива в диапазоне средних оборотов и нагрузок задрана более чем на 30% - немудрено, что мы слышым жёсткий "стрекот" форсунок при каждом более-менее плавном ускорении. А теперь внимание на одну из базовых карт углов впрыска - что за АД там наделан в самом "ездовом" диапазоне? До 1300 об/мин угол впрыска задран в космос, далее Марианская впадина, и ближе к отсечке на нагрузке ЭБУ запрашивает такого угла, что мы чешем репу с вопросом: на каком этапе было запланировано, чтобы "мотор сделал кыт-кыт-кыт"?

Это только малая часть всех различий. В софте испорчены карты лимитирования крутящего момента, фазы впрыска (ну об этом мы уже рассказали), карты запроса момента, пересчет момента в цикловую подачу топлива, лимитирование давления в топливной магистрали и многое другое. Вы спросите: а было ли сделано что-то для решения изначальной задачи по отключению AdBlue? О, да - таблицы ошибок порезаны "широкими мазками", с таким избытком, что только от этого уже волосы дыбом.

Примерно здесь читатель будет ожидать какой-то вывод. А их несколько. Если вы владелец (или водитель) и только планируете эту процедуру - обращайтесь к тем, кто ДЕЙСТВИТЕЛЬНО понимает. Если же обряд уже совершён - вот вам лишний повод для сомнений. Если вы из тех, кто сам прошивает - тоже есть смысл задуматься, все ли было сделано правильно (а может и кого пригласить на обновление). В любом случае, сила - в правде и в инженерном подходе, и никак иначе